среда, 10 августа 2011 г.

Мама-менеджер - организуем развивающую среду для малыша

Знакомство с методиками раннего развития у меня произошло давно, в силу моей профессиональной деятельности, к тому же была возможность и необходимость составить программу развития ребенка, опираясь на традиции нашего народа, и для развития ребенка используя  самые доступные средства, которые находятся в каждом доме.
 Поэтому когда у меня родился сын, я получила реальную возможность проверить эффективность задуманной мною когда-то  программы занятий с ребенком. 
То, что я сейчас понимаю и использую в своей домашней практике развития и воспитания ребенка, давно было известно нашим предкам - ведь у них не было ни детского сада, ни развивающих центров, и детки тем не менее много чего умели, и были смышленные и творческие - ведь известно, сколько народных умельцев выросло, какие шедевры сделаны их руками... Именно этот опыт и получилось воплотить в жизнь.
Раньше я интересовалась методиками раннего    развития ребенка. Ни на одной остановиться я не захотела, в каждой видела какие-то недостатки, сложности, дороговизна и невозможности воплощения в домашних условиях...
Наверное, это потому что я отношусь к тем людям, которым всегда нужно что-то большее, идеальное, чем может дать какой-то один подход, которым  не хватает "зимою лета, осенью весны"... Я искала такую методику, которая бы охватывала собой все функции, чтобы развитие было разносторонним и гармоничным, а это использование какой-то одной методики дать не может.
К тому же , все дети очень разные, и то, что может вызвать у одного ребенка восторг, у другого может вызвать стойкое неприятие ее. Лучшим выходом из неопределенности для меня стала догадка, что ребенок самможет мне подсказать, что ему понравится. И я стала наблюдать...  Потом я задумалась, а что я могу придумать, что можно взять полезного из существующих методик, что сочетать, чтобы мой сынуля имел возможность разностороннего и гармоничного  развития.
Ответ пришел сам собой. Наблюдая за развитием своего сына, я поняла - не обязательно покупать развивающие игры, тратить много времени и средств на посещение развивающих детских клубов, все самое полезное и интересное для вашего малыша есть дома, под рукой, и в достаточном количестве. Самое главное, что требуется от родителей, а особенно от мамы (чаще всего с ребенком дома находится именно мама) - наблюдательность и внимание к маленькому человеку. Он сам для себя является вечным двигателем и исследователем пространства, в котором имел счастье появиться на свет. Для него родители являются проводниками в столь желанный мир взрослых вещей, настоящих машин, такой интересный и захватывающий мир кухни...
По моему глубокому убеждению - хуже всего для развития ребенка - скука, когда нет движения, нет звуков и все стерильно бело и чисто вокруг, нет возможности потрогать, прикоснуться, достать...
Ведь столько возможностей таится за миром повседневных вещей - нам взрослым не хватит фантазии придумать все то, что ребенок может извлечь из обычных бытовых предметов...
Учитывая внимание и заинтересованность к предметам обихода у своего сынули, я стала поддерживать его и давать ему возможность удовлетворять свою потребность в познании - и предметы его мечтаний были предоставлены для исследования маленькому испытателю. (Конечно разумному человеку понятно, что исключается из игры опасные приборы и острые, резущие, колющие вещи)
Шло время, и я стала наблюдать потребность сына  в упорядоченности всего окружающего мира и в наличии своего постоянного места у  всех вещей в его

представлении. Воспользовавшись этим, я решила организовать дома развивающую среду - ведь ребенок так любопытен, что только имея под рукой то,что его интересует, он сам занимается познанием мира и вещей, и всего окружающего пространства. Поэтому основные моменты, используемые Марией Монтессори, нам очень оказались кстати. Это касается организации развивающей среды - и включение туда основных зон развития:

  • сенсорного развития
  • практической деятельности
  • математическая зона
  • языковая зона, чтения
  • космическая зона (окружающего мира)
Я к этим известным, наверное, всем мамам зонам, добавила свои :
  • творческая
  • двигательная, спортивная
  • игровая
  • музыкальная
  • театральная
Их организация - достаточно быстрое мероприятие, особенно если вы ее продумали заранее. Я смогла эти зоны организовать в течение трех дней. Самое главное - учесть возможности вашей квартиры и продумать,  как вам удобнее это будет сделать, учитывая предпочтения вашего карапуза.
Учитывая, что у нас в распоряжении всего две комнаты и кухня, я очень компактно смогла все эти зоны разместить, ведь многое можно совместить и дополнить тем, что имеется в нашем хозяйстве. Все, что вам нужно - предусмотреть, куда и где вы сможете разместить пособия и игры для развития вашего крохи, и со временем ваш малыш без отвлекания вас от ваших хозяйственных забот может сесть и позаниматься интересным для себя делом...
Итак, расскажу, как это сделала я.
Кухню  я отвела под зону практической деятельности, сенсорного развития и некоторых творческих занятий - рисование красками, лепка из пластилина и теста... Для этого достаточно предусмотреть полочку в вашей кухне, где можно было бы положить краски, кисти, листы бумаги для рисования, непроливайку, пластилин... а все остальные пособия - у вас всегда под рукой - мука, крупы, сито, макаронные изделия, баночки, крышечки, кастрюли, ложки, чашки...
Зал у нас достаточно большой, и там удалось организовать несколько зон развития - спортивную, языковую, творческую, математическую, познания окружающего мира и игровую.
Для занятий сына я организовала рабочее место - стульчик и столик журнальный, за которым удобно рисовать, читать, играть. Оно может быть использовано для нескольких зон одновременно. 
Спортивная зона включает в себя наличие сборного кресла, состоящего из отдельных блоков- подушек, которое можно разбирать, строить из блоков тоннели, полосу препятствий, прыгать через них...,дорожку и ходить по ней, и много еще чего, все зависит от вашей фантазии и фантазии вашего малыша. Кроме этого, в спортивную зону входит шведская стенка, с кольцами и качелькой, а подстраховать в качестве матов во время пользования могут все те же блоки от кресла. Была еще горка, но мы уже выросли из нее и продали.
Языковая зона очень обширна, и не вмещается вся целиком в зале, но вот, что
находится в зале : стеллаж с детскими книгами, кубики Зайцева, вкладыши - паззлы, магнитная доска с буквами - магнитами, мелки, карандаши, фломастеры, книги по занятиям с буквами и кубики с буквами...
Часть книг, которые мы читаем, находится в спальне, там мы оставили книги со сказками, стихами, особенно те, которые мы любим читать перед сном...
Творческая зона - это все, что может пригодиться для рисования и творчества
 - карандаши, фломастеры, клей для аппликации, множество книжек по рисованию пальчиками, красками, цветная бумага, ножницы... Для творчества мы используем и крупу и пластилин, и высушенные листики,желуди, каштаны - да все , что угодно, что может собрать ваш непоседливый и любознательный карапуз на прогулке на природе...
Игровая зона включает в себя игры и игрушки, огромное количество машинок, сортеры, кубики, строительные наборы кубиков, конструктор Лего, мячики... И очень любимый сыном домик для игры. В нем можно прятаться, играть в игры, и, что так любят малыши - играть в прятки...
Математическая зона - включает в себя: -грибочки - для счета, знакомства с цветом, счетные палочки, и все,что можно посчитать - буквы, карандаши,фломастеры, и специальные игры - книжки с наклейками, что очень полезно для детских пальчиков. Мы используем в играх подручные средства - пуговицы, клубочки маминых ниток, ручки... Помимо этого, сюда входят все пособия для развития логики - кубики "Сложи узор", домино, лото, "Сложи квадрат"...
Зона познания окружающего мира тоже достаточно обширна. Сюда входят энциклопедии для малышей (несмотря на юный возраст моего сынули, их у нас уже несколько экземпляров, на выбор), диски с познавательными фильмами, игры - лото, книжки с наклейками...Также для общего культурного развития  мы смотрим познавательные передачи по телеканалу Культура.
Передачи самые разные - и по истории, и про животных, и телетрансляции спектаклей и балета, концертов классической музыки из филармонии...
Конечно зона окружающего мира не ограничивается размером выделенной для хранения игрушек и книг территорией - мы очень часто совершаем вылазки на природу, в зоопарк, в ботанический сад и аптекарский огород, на экскурсии в Музей изобразительного искусства, Третьяковскую галерею, смотрим репродукции картин в имеющейся дома обширной библиотеке... и всегда и везде учимся наблюдать за всем живым на прогулке...
Музыкальная зона - это имеющийся дома музыкальный центр, и конечно
 огромное количество дисков с классикой, адаптированной для детей и не адаптированной, музыкальными сказками, рассказами, музыкальными играми... и конечно - игрушки - детское пианино, колокольчики, ксилофон...
Театральная зона - это сделанный моими руками при участии и посильной помощи моего сына - театр - сцена, и вязанные игрушки - персонажи сказок для кукольных сказочных спектаклей. Постановки мы делаем нечасто, но каждое представление вызывает у Сашеньки радость и желание поучаствовать самому...

Организация таким образом пространства квартиры имеет существенные плюсы:
  • вы легко можете проверить, чем занят ваш  малыш;
  • легко поддерживать порядок в игрушках и книжках, особенно если их много - главное сначала этот порядок создать...
  • приучаете ребенка к самодисциплине - поиграл - положи на место...
  • постепенно ребенок приучается к самостоятельности, и находит занятие себе по душе - для этого все игры и пособия лежат на своем месте, доступном для ребенка
  • у вас освобождается часть времени, необходимое для выполнения дел по дому, ребенок при деле и не дергает вас, чтоб вы его развлекли
  • у ребенка есть свое пространство, и он занимается им, и не мешает вам тем, что залазит к вам в шкаф и из интереса не вытряхивает его содержимое на пол...
  • даже простая уборка игрушек по местам может стать развивающим занятием, главное - включать почаще свою фантазию и играть со своим малышом...










2 комментария:

  1. Мамулия, я специально не делила квартиру на зоны. Это как-то само собой получилось: кухня - зона для творчества и для мамы, и для дочек. Очень удобно наблюдать за деятельностью девочек и одновременно делать домашние дела.
    А ещё у меня вопрос:что вы подразумеваете под "развивающими играми"?
    Вы не относите "пособия для развития логики - кубики "Сложи узор", домино, лото, "Сложи квадрат"..." к этому? Ведь получается совсем без готовых развивающих игр не обойтись))
    Я считаю, покупать развивающие игры надо: всего самой не сделать и не придумать.
    Согласна, посещение развивающих клубов достаточно затратное мероприятие. Но всё же мы недолгое время посещали занятия раннего развития. В этом я вижу свои плюсы.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень хорошая статья и отличная идея разделить квартиру на зоны. И правда, и ребенку, и маме будет легче и в плане обнаружения игрушек, и в плане наведения порядка.
    Спасибо, что поделились этой информацией!

    ОтветитьУдалить