
Поэтому когда у меня родился сын, я получила реальную возможность проверить эффективность задуманной мною когда-то программы занятий с ребенком.
То, что я сейчас понимаю и использую в своей домашней практике развития и воспитания ребенка, давно было известно нашим предкам - ведь у них не было ни детского сада, ни развивающих центров, и детки тем не менее много чего умели, и были смышленные и творческие - ведь известно, сколько народных умельцев выросло, какие шедевры сделаны их руками... Именно этот опыт и получилось воплотить в жизнь.
Раньше я интересовалась методиками раннего развития ребенка. Ни на одной остановиться я не захотела, в каждой видела какие-то недостатки, сложности, дороговизна и невозможности воплощения в домашних условиях...
Наверное, это потому что я отношусь к тем людям, которым всегда нужно что-то большее, идеальное, чем может дать какой-то один подход, которым не хватает "зимою лета, осенью весны"... Я искала такую методику, которая бы охватывала собой все функции, чтобы развитие было разносторонним и гармоничным, а это использование какой-то одной методики дать не может.
К тому же , все дети очень разные, и то, что может вызвать у одного ребенка восторг, у другого может вызвать стойкое неприятие ее. Лучшим выходом из неопределенности для меня стала догадка, что ребенок самможет мне подсказать, что ему понравится. И я стала наблюдать... Потом я задумалась, а что я могу придумать, что можно взять полезного из существующих методик, что сочетать, чтобы мой сынуля имел возможность разностороннего и гармоничного развития.
По моему глубокому убеждению - хуже всего для развития ребенка - скука, когда нет движения, нет звуков и все стерильно бело и чисто вокруг, нет возможности потрогать, прикоснуться, достать...
Ведь столько возможностей таится за миром повседневных вещей - нам взрослым не хватит фантазии придумать все то, что ребенок может извлечь из обычных бытовых предметов...
Учитывая внимание и заинтересованность к предметам обихода у своего сынули, я стала поддерживать его и давать ему возможность удовлетворять свою потребность в познании - и предметы его мечтаний были предоставлены для исследования маленькому испытателю. (Конечно разумному человеку понятно, что исключается из игры опасные приборы и острые, резущие, колющие вещи)
Шло время, и я стала наблюдать потребность сына в упорядоченности всего окружающего мира и в наличии своего постоянного места у всех вещей в его
- сенсорного развития
- практической деятельности
- математическая зона
- языковая зона, чтения
- космическая зона (окружающего мира)
Я к этим известным, наверное, всем мамам зонам, добавила свои :
- творческая
- двигательная, спортивная
- игровая
- музыкальная
- театральная
Их организация - достаточно быстрое мероприятие, особенно если вы ее продумали заранее. Я смогла эти зоны организовать в течение трех дней. Самое главное - учесть возможности вашей квартиры и продумать, как вам удобнее это будет сделать, учитывая предпочтения вашего карапуза.
Учитывая, что у нас в распоряжении всего две комнаты и кухня, я очень компактно смогла все эти зоны разместить, ведь многое можно совместить и дополнить тем, что имеется в нашем хозяйстве. Все, что вам нужно - предусмотреть, куда и где вы сможете разместить пособия и игры для развития вашего крохи, и со временем ваш малыш без отвлекания вас от ваших хозяйственных забот может сесть и позаниматься интересным для себя делом...
Итак, расскажу, как это сделала я.
Зал у нас достаточно большой, и там удалось организовать несколько зон развития - спортивную, языковую, творческую, математическую, познания окружающего мира и игровую.
Для занятий сына я организовала рабочее место - стульчик и столик журнальный, за которым удобно рисовать, читать, играть. Оно может быть использовано для нескольких зон одновременно.
Спортивная зона включает в себя наличие сборного кресла, состоящего из отдельных блоков- подушек, которое можно разбирать, строить из блоков тоннели, полосу препятствий, прыгать через них...,дорожку и ходить по ней, и много еще чего, все зависит от вашей фантазии и фантазии вашего малыша. Кроме этого, в спортивную зону входит шведская стенка, с кольцами и качелькой, а подстраховать в качестве матов во время пользования могут все те же блоки от кресла. Была еще горка, но мы уже выросли из нее и продали.
Языковая зона очень обширна, и не вмещается вся целиком в зале, но вот, что
находится в зале : стеллаж с детскими книгами, кубики Зайцева, вкладыши - паззлы, магнитная доска с буквами - магнитами, мелки, карандаши, фломастеры, книги по занятиям с буквами и кубики с буквами...
Часть книг, которые мы читаем, находится в спальне, там мы оставили книги со сказками, стихами, особенно те, которые мы любим читать перед сном...
- карандаши, фломастеры, клей для аппликации, множество книжек по рисованию пальчиками, красками, цветная бумага, ножницы... Для творчества мы используем и крупу и пластилин, и высушенные листики,желуди, каштаны - да все , что угодно, что может собрать ваш непоседливый и любознательный карапуз на прогулке на природе...
Игровая зона включает в себя игры и игрушки, огромное количество машинок, сортеры, кубики, строительные наборы кубиков, конструктор Лего, мячики... И очень любимый сыном домик для игры. В нем можно прятаться, играть в игры, и, что так любят малыши - играть в прятки...
Зона познания окружающего мира тоже достаточно обширна. Сюда входят энциклопедии для малышей (несмотря на юный возраст моего сынули, их у нас уже несколько экземпляров, на выбор), диски с познавательными фильмами, игры - лото, книжки с наклейками...Также для общего культурного развития мы смотрим познавательные передачи по телеканалу Культура.
Конечно зона окружающего мира не ограничивается размером выделенной для хранения игрушек и книг территорией - мы очень часто совершаем вылазки на природу, в зоопарк, в ботанический сад и аптекарский огород, на экскурсии в Музей изобразительного искусства, Третьяковскую галерею, смотрим репродукции картин в имеющейся дома обширной библиотеке... и всегда и везде учимся наблюдать за всем живым на прогулке...
Музыкальная зона - это имеющийся дома музыкальный центр, и конечно
Театральная зона - это сделанный моими руками при участии и посильной помощи моего сына - театр - сцена, и вязанные игрушки - персонажи сказок для кукольных сказочных спектаклей. Постановки мы делаем нечасто, но каждое представление вызывает у Сашеньки радость и желание поучаствовать самому...
Организация таким образом пространства квартиры имеет существенные плюсы:
- вы легко можете проверить, чем занят ваш малыш;
- легко поддерживать порядок в игрушках и книжках, особенно если их много - главное сначала этот порядок создать...
- приучаете ребенка к самодисциплине - поиграл - положи на место...
- постепенно ребенок приучается к самостоятельности, и находит занятие себе по душе - для этого все игры и пособия лежат на своем месте, доступном для ребенка
- у вас освобождается часть времени, необходимое для выполнения дел по дому, ребенок при деле и не дергает вас, чтоб вы его развлекли
- у ребенка есть свое пространство, и он занимается им, и не мешает вам тем, что залазит к вам в шкаф и из интереса не вытряхивает его содержимое на пол...
- даже простая уборка игрушек по местам может стать развивающим занятием, главное - включать почаще свою фантазию и играть со своим малышом...
Мамулия, я специально не делила квартиру на зоны. Это как-то само собой получилось: кухня - зона для творчества и для мамы, и для дочек. Очень удобно наблюдать за деятельностью девочек и одновременно делать домашние дела.
ОтветитьУдалитьА ещё у меня вопрос:что вы подразумеваете под "развивающими играми"?
Вы не относите "пособия для развития логики - кубики "Сложи узор", домино, лото, "Сложи квадрат"..." к этому? Ведь получается совсем без готовых развивающих игр не обойтись))
Я считаю, покупать развивающие игры надо: всего самой не сделать и не придумать.
Согласна, посещение развивающих клубов достаточно затратное мероприятие. Но всё же мы недолгое время посещали занятия раннего развития. В этом я вижу свои плюсы.
Очень хорошая статья и отличная идея разделить квартиру на зоны. И правда, и ребенку, и маме будет легче и в плане обнаружения игрушек, и в плане наведения порядка.
ОтветитьУдалитьСпасибо, что поделились этой информацией!